Адаптация - это приспособление
организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение,
несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и
новыми отношениями. Адаптация включает
широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от
психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных
отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы
адаптации у разных детей будут различны.
Необходимое условие успешной адаптации —
согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в
семье и детском саду. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует
резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети
разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на
прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора: здесь ребенку легче
сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.
Стоит за несколько дней до поступления в
садик познакомить с ним ребенка: показать игровую комнату, спальню, игрушки,
продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, лазать по
шведской стенке и т.д. Это "первое свидание" непременно должно быть
окрашено теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его
положительных качествах, умениях и знаниях и в том, что он со всеми новыми
заботами непременно справится и будет чувствовать себя в садике как дома. В
некоторых детских садах разрешают маме поначалу присутствовать вместе с
ребенком. Иногда малышу разрешают приходить в детский сад со своей любимой
игрушкой. Приспособление к детскому саду может осложниться из-за таких (по
мнению взрослых!) мелочей, как отсутствие любимой игрушки, с которой привык
играть и засыпать ребенок, отсутствие "своего" места за столом и т.д
Родителям необходимо проявлять живой
интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и
трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать
в адаптации.
Однако
не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, когда мама
забирает малыша из детского сада - он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.
Ребенок может соскучиться и по родителям - поэтому маме не следует, приведя его
домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу
посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений. Он может
нуждаться в спокойной прогулке со взрослым, расслабляющей музыке.
Наиболее
распространенный источник напряжения в период адаптации - это публичность,
присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после
дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной
комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.
Другой источник напряжения – повышенные
требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане
бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность «побеситься»
дома. Рекомендуется побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры.
Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в
саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств.
Наблюдая за малышом, взрослый почувствует,
какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить
напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или
активные игры во дворе.
Обычно период адаптации заканчивается к
концу первого месяца Показателем хорошей адаптации будет следующее поведение
ребенка: малыш говорит родителям: "Ну пока" и срывается в группу,
потому что там его ждут приятели и интересные занятия, а вечером идет с охотой
домой.
Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в
детский сад.
• Не отдавайте ребенка в детсад в разгаре кризиса трех
лет. Этот кризис - первая попытка самореализации.
• «Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с
детьми и взрослыми людьми.
• Настройте малыша как можно положительнее к его
поступлению в детский сад.
• Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы:
ребенок не слушая, слушает.
• Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и
дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
• Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как
прежде, дорог и любим.
• Учите ребенка дома всем необходимым навыкам
самообслуживания.
• Введите режимные моменты детского сада в домашний
режим дня .
• Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят
от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных
осложнений.
• Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за
детские грехи, а также за его непослушание.
• Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне
поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает:
ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную
модель и стиль поведения.
Как надо родителям вести себя с ребенком, когда он
впервые начал посещать детский сад.
• Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему,
что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Забирайте первое время пораньше домой, создайте
спокойный, бесконфлитный климат для него в семье.
• Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время
прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места,
сократите просмотр телепередач.
• Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с
температурой в группе.
• Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его
за детские капризы.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он
начал посещать впервые детский сад.
• В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде
или обсуждать связанные с ним проблемы.
• «Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних
забирать его домой.
• Мешать его контактам с детьми в группе: значимый
взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию
двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и
препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
• Наказывать за детские капризы.
Обратите
внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно
ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, он определяет
до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом мире. При
малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать защиты и помощи у
взрослых, становясь образцом послушания. Это - признание своей ошибки и просьба
о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется грамотная помощь взрослых: в
трудной ситуации - дать образец новой формы поведения в изменившихся условиях. |