Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц выключить
Включить версию для слабовидящих
 
Пятница
03.05.2024
11:52
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ д/с № 3 "Теремок" п.Горный Краснопартизанс...
Главная Регистрация Вход
советы логопеда »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

 

 

Упражнения
для языка

 

 

Статические
упражнения для языка

1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой
полости.


2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на
нижней губе

3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого
языка подняты, но не касаются зубов.


4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы,
спинка языка поднята вверх.


6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 

 

Динамические упражнения для языка

 

 

1.    
Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком
узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.


2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть
вперед и убрать в глубь рта.


3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и
подбородку, либо к верхним и нижним резцам.


4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну,
то в другую щеку.


5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между
губами и зубами.


6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы,
боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед
и убирается в глубь рта.


7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать
медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.


8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык
от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.


9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой,
ведем от верхних резцов до мягкого нёба.


10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и
убрать язык вглубь рта.


11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем
нижнюю губу по кругу.

 

 

 

Упражнения
для развития подвижности губ

 

 

 

 

 

1. Улыбка.
Удерживание губ
в улыбке. Зубы не видны

 

 

2. Хоботок
(Трубочка).

Вытягивание губ
вперед длинной трубочкой.


3. Заборчик.
Губы в
улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.


4. Бублик
(Рупор).

Зубы сомкнуты.
Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.


5. Заборчик
- Бублик. Улыбка - Хоботок.

Чередование
положений губ.


6. Кролик.
Зубы сомкнуты.
Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.


7. Покусывание и
почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.


8. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед
губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.


9. Пятачок.
Вытянутые трубочкой
губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.


10. Рыбки
разговаривают.

Хлопать губами
друг о друга (произносится глухой звук).


11. Сжать
большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную
складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.


12. Щеки сильно
втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при
выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".


13. Уточка.
Вытянуть губы,
сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на
верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и
стремясь изобразить клюв уточки.


14. Недовольная
лошадка.

Поток
выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут
вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.


15. Рот широко
открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.


Если губы
совсем слабые:


- сильно
надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,


- удерживая
губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),


- удерживать
губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

 

Упражнения
для развития подвижности нижней челюсти

 

 

 

1. Трусливый птенчик.
Широко открывать
и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на
расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и
не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.


2. Акулы.
На счет
"один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается
вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на
"четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть
опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь"
- подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение
нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.


3. Имитация
жевания с закрытым и открытым ртом.


4. Обезьяна.
Челюсть
опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.


5. Сердитый
лев.

Челюсть
опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным
произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным
произнесением этих звуков.


6. Силач.
Рот открыт.
Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая
при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот.
Расслабиться.


7. Поставить
руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони.
Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.


8. Опустить
челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью
ребенка).


9. Открывать рот
с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого,
лежащей на затылке ребенка.


10. Дразнилки.
Широко, часто
открывать рот и произносить: па-па-па.


11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе)
произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя
(расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
(расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии
(рот слегка открыт).


12. Произнесите
гласные звуки с голосом:

аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии

13. Слитно и протяжно произнесите несколько
гласных звуков на одном выдохе:

аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо
и т.д.


Следите за тем,
чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки,
которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.


Мал, да удал.
Два сапога -
пара.

Нашла коса на
камень.

Знай край, да не
падай.

Каков рыбак,
такова и рыбка.

Под лежачий
камень вода не течет.

У ужа ужата, у
ежа ежата.


В процессе
выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно
вниз, гласные звуки сначала произносите немн
ого подчеркнуто.

 

 

 

 

Эти тр-р-рудные звуки…

 

 


Следуя рекомендациям логопеда ежедневно заниматься артикуляционной гимнастикой, т.к. упражнения для мышц языка, губ, мягкого неба готовят речевые органы к появлению звуков.
Теперь подробнее об артикуляционной гимнастике.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для мышц органов речи – языка, губ, мягкого нёба. Из огромного количества артикуляционных упражнений, предлагаемых разными авторами в специальной литературе, рекомендую обратить внимание на упражнения, которые укрепляют положение языка за нижними зубами (для выработки артикуляционных укладов звуков с, с', з, з', ц) и упражнения, которые способствуют уверенному положению языка за верхними зубами (для выработки артикуляционных укладов звуков ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь).

Итак, если у Вашего ребенка нарушены свистящие звуки (с, с', з, з', ц) предлагаю следующий комплекс упражнений.

1. «Наказать непослушный язычок».

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10.
Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Качели».

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем — до мягкого нёба.
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
 4. «Почистим зубы».
 Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

5. «Пирожок».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».
Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).
 6. «Желобок», «Лодочка».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

7. «Самосвал».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

8. «Горка», «Киска сердится».
 Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
 9. «Катушка».

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

10. «Кто дальше загонит мяч».
 Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
 11. «Сдуть снежинку».
 Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опушен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф. а не х.
 12. «Заборчик»
.
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
 13. «Рупор».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.
 14. Упражнение в произнесении звуков т-с.
 Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т и с, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесении звука ц.
Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Шипящие звуки ш, ж, ч, щ и сонорные звуки л, ль, р, рь требуют положения языка за верхними зубами. Обращаю Ваше внимание на то, что чаще всего дети при нарушении вышеуказанных звуков, поднимают язык движением нижней челюсти, а язык при этом лежит неподвижно за нижними зубами.
Ваша задача – придержать механически (указательным пальцем) нижнюю челюсть и способствовать движению языка вверх.
Выработке необходимых движений языка и губ способствуют следующие упражнения.

1. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»,«Пирожок», «Качели», «Рупор» (см.в комплексе упражнений для свистящих звуков).
 2. «Маляр».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

3. «Грибок».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

4. «Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и. не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

5. «Вкусное варенье»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

6. «Чашечка», «Ковшик».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

7. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
 8. «Саночки».
Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
 9 «Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

10. «Автомат».
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

11. «Барабан-1».
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

12. «Барабан-2».
Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом по 10-15 минут. Начинайте заниматься с 3-4 лет. Помните о том, что «речевая» гимнастика только готовит органы артикуляционного аппарата к появлению трудных звуков. Если звуки не появились в 4-5 лет - Вам необходима помощь логопеда.


 

 

Заикание у детей.

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.

 

«Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет» /razvitie_melkoj_motoriki_u_detej_5-7_let.docx

Приезинтация развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. /prilozhenie_razvitie_melkoj_motoriki.pptx

Новости

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz